К качеству дорожных покрытий в туннелях предъявляются те же требования, что и для обычных автодорог общего пользования. При этом необходимо учитывать несколько обстоятельств. В туннелях или других подземных сооружениях, где допускается нахождение людей, особенно важно обеспечить возможность оперативной эвакуации в случае возгорания или задымления. А кроме того, сам тоннель должен быть простым и дешевым в обслуживании и эксплуатации, не требовать проведения ремонтных работ слишком часто, несмотря на высокую проходимость.
В этом случае бетонирование — идеальный вариант для устройства проезжей и пешеходной частей туннеля. Бетон не горит, не повышает пожарную нагрузку, не относится к пожароопасным веществам, не выделяет ядовитые запах и дым при воздействии огня, сохраняет плотность, твердость и устойчивость к нагрузкам, несмотря на высокие температуры. В большинстве случаев, если длина тоннеля превышает километр, в качестве покрытия используют бетон, чтобы обеспечить безопасность пользователей.
Плюсы бетонных поверхностей в туннелях
Конструктивно такое покрытие напоминает классическое, какое делают для стандартных автодорог. Но поскольку в туннеле не предполагается воздействие прямых солнечных лучей, допускается уменьшить толщину верхнего слоя, а нижний, из тощего бетона, не укладывать совсем.
Сами работы по бетонированию ведутся также, как в случае с устройством ВВП, аэродромов, автотрасс за тем исключением, что в туннеле пространство ограничено, из-за чего затрудняется логистика.
В условиях еще более тесного пространства на бетоноукладчик смесь подают с помощью передвижной конвейерной ленты. Бетон укладывают как в одну или две фазы. Во втором варианте применяются один бетоноукладчик и один распределитель, идущие друг за другом следом.
По ходу движения, выравнивая нижний слой, бетоноукладчик со скользящей опалубкой устанавливает в свежий бетон арматуру параллельно поверхности. При этом не используется уплотняющий и выглаживающий рабочий орган, чтобы бетон оставался шероховатым. Так обеспечивается более высокая адгезия с верхним слоем, который наносит второй бетоноукладчик такого же типа, следуя за первым.