Строительство бетонных дорог в Республике Беларусь

В Белорусской ССР, как и в некоторых других республиках Советского Союза, укладка дорожного бетонного покрытия началась с конца 60-х гг., а более масштабное строительство цементобетонных дорог - с 1975 года.

Процесс укладки цементобетонной смеси в качестве дорожного покрытия стал возможен в связи выпуском первого советского бетоноукладчика ДС – 111, а также комплекса спецтехники для дорожного строительства ДС-110.

Советский бетоноукладчик ДС-111

Советский бетоноукладчик ДС-111


Протяжённость первой трассы с бетонным покрытием составила 250 км. Дорога пролегла между городами Калинковичи и Пинск.

Трасса Калинковичи - Пинск

Трасса Калинковичи - Пинск


Проведение в СССР летних Олимпийских игр в 1980 году стимулировало строительство дороги с бетонным покрытием Москва -

Минск - Брест. Для укрепления грунта и собственно укладки дорожного полотна применялся уже комплекс спецтехники (бетоноукладочный комплекс) отечественного производства. Песчано-гравийные смеси укреплялись цементом. Применение новой спецтехники обеспечило возможность укладки монолитного бетона в дорожном строительстве, темпы которого существенно возросли.

В 90-е годы после распада Советского Союза применение цементобетона в дорожном строительстве было приостановлено.

С начала 2000-х годов по инициативе президента страны Александра Григорьевича Лукашенко строительство дорог с бетонным покрытием в Республике Беларусь было возобновлено, для чего закупили соответствующую специальную технику: бетоноукладчики, текстурировщики, распределители, ресайклеры (Wirtgen, Германия и Gomaco, США). В 2014 году Республика заключила соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о финансировании проектирования и строительства трассы с цементнобетонным покрытием Р-80 Паперня - Слобода.

Трасса Паперня-Слобода

Трасса Паперня-Слобода


Реализация проекта была призвана завершить строительство МКАД-2 (второй кольцевой дороги вокруг столицы) протяжённостью около 15 км. В 2022 году сотрудничество с ЕБРР было прекращено. Первый участок МКАД-2 (46 км.) был построен в 2015 году. второй (41 км.) был введён в эксплуатацию в конце 2016 года. Строительные работы потребовали 315 тысяч м3 бетона экстра-класса.

На сегодня протяжённость автомобильных бетонных дорог в Республике превышает 2000 км., что составляет мене 2% от общей протяжённости всех автомобильных артерий - около 90 тысяч км. Из них более 16 тыс. км. составляют дороги республиканского значения, из которых с бетонным покрытием - около 500 км. Около 50 тысяч км. составляет протяжённость

дорог с асфальтобетонным покрытием. В последние годы объёмы строительства и реконструкции бетонных дорог превышают объёмы строительства и реконструкции дорог с асфальтовым покрытием. В 2021-2025 гг. строится и реконструируется 135 км. автодорог республиканского значения, из них 50% (68 км.) - с цементобетонным покрытием. В следующие 5 лет предполагается строительство и реконструкция 250 км. автомобильных дорог республиканского значения, из которых 200 км. (80%) - с цементобетонным покрытием.

Интересный опыт был использован при строительстве экспериментального участка МКАД-2 в районе деревни Петушки. Была использована технология "мытый бетон" - удаление мелких фракций инертных элементов из смеси цементобетона.

Открытие бетонной дороги Смолевичи Жодино

Открытие бетонной дороги Смолевичи Жодино


В результате внешний вид бетонного покрытия становится очень похожим на асфальтобетонное. Такое решение увеличивает коэффициент сцепления шин с дорогой, уменьшается также шум дорожного движения. Специалисты считают, что американские и немецкие технологические подходы (мешковина, технологическая щётка) уступают технологии "мытый бетон".

Перспективы строительства бетонных дорог в Республике связаны с развитием цементной промышленности, обеспечивающей потребности как строительной сферы в целом, так и нужды дорожно-строительной отрасли. В стране работают три цементных завода:

Красносельскстройматериалы, Белорусский цементный завод, Кричевцементношифер. По поручению президента Республики с 2008 года

началась модернизация цементной промышленности. Была поставлена задача довести производство цемента до 10 млн. тонн в год.

В настоящее время цементная отрасль Беларуси не зависит от импорта. Для строительства цементобетонных покрытий в стране с избытком наличествует собственное сырье. Асфальтовые дороги сооружаются с использованием битума, который Беларусь вынуждена производить из импортной нефти.

Освоены и эффективно применяются американские и немецкие технологии укладки цементобетонного покрытия.

Белорусские компании дорожно-строительной отрасли участвуют в совместных проектах с российскими фирмами. Специалисты Республики участвуют в укладке трассы Шали - Бавлы в Татарстане. Завершение работ по строительству первой платной дороги в автономной республике планируется в декабре 2024 года.

Трасса Шали-Бавлы

Трасса Шали-Бавлы

Поиск
119146, г. Москва, Комсомольский пр., 32 корпус 2
Заказ в 1 клик