Строительство бетонных дорог в Казахстане

Казахстан - страна с самой протяжённой сетью автомобильных дорог в Средней Азии, длина которых составляет более 128 000 км., что объясняется наибольшей площадью территории страны в этом регионе - 2 724 900 кв. км. С начала 2000-х годов власти Казахстана осуществляют целенаправленную политику по улучшению качества транспортных артерий. Если по качеству дорог согласно индексу глобальной конкурентоспособности в 2017 - 2018 гг. страна занимала 115 место, то в 2023 г. - уже 93 место.
В начале 2000-х гг. 48 % автомобильного дорожного покрытия в стране нуждалось в ремонте. В последние годы Казахстан стремительно сокращает протяжённость дорожных артерий, находящихся в ненормативном состоянии. К концу 2024 года доля таких дорог составит не более 7% республиканского и 9% местного значения. К 2029 году по поручению президента Республики планируется реконструкция более 8000 км. автомобильных дорог.
Ещё в 2007 году в рамках реализации глобального проекта по совершенствованию транспортной инфраструктуры была построена первая значительная по протяжённости трасса с цементнобетонным покрытием Астана-Петропавловск (497 км). Бетонное покрытие дороги вызвало восторг у заказчика и водителей.


Трасса Астана - Петропавловск


После успешного завершения данного проекта было запланировано строительство новых дорог только с бетонным покрытием.

Однако в процессе эксплуатации дорог с бетонным покрытием маятник качался из стороны в сторону. Одной из проблем, ставшей причиной острых дискуссий в правительстве страны, стала проблема о приоритете развития сети асфальтовых и бетонных дорог. Маятник возможных управленческих решений раскачивался от полного отрицания перспектив использования бетонного покрытия при проектировании новых автомобильных трасс до выбора варианта цементнобетонных смесей как наиболее перспективного.
Цементно бетонное покрытие автомобильных дорог в Казахстане применяется на трассах со значительной весовой нагрузкой: маршруты Алматы-Капшагай, Астана-Темиртау, Нур-Султан-Щучинск и др.


Монтаж шумовых полос на трассе Нур-Султан-Щучинск


Протяжённость бетонного покрытия в стране на середину 2024 г. приближается к 2000 км.
Технологические проблемы строительства и ремонта бетонных дорог в стране изучаются специалистами КаздорНИИ. Основные проблемы в создании и эксплуатации бетонных дорог в Республике возникают в северных регионах: дороговизна покрытия, гололедица, работа со швами (очистка, заливка, нарезка, создание дополнительных). Летом в южных регионах были зафиксированы случаи, когда бетонные плиты поднимались на дороге, препятствуя движению (платная дорога Кызылорда – Шымкент). Уход за бетонным покрытием требовал инновационного подхода, как и проведение испытаний бетона. В этой связи стало насущной необходимостью создание таких исследовательских подразделений как дорожно-строительная лаборатория, лаборатория испытания бетона.

С целью решения возникших проблем, требующих оперативного реагирования и инновационных технологических решений, была создана специальная комиссия при правительстве.
Специалисты КаздорНИИ установили, что расходы на освещённость дорог из бетона ниже на 15 %, что связано с более высокой светоотражённостью этих покрытий. По рекомендации исследователей спецтехника, укомплектованная лазерными устройствами для фиксации повреждений и неровностей бетонного покрытия, регулярно осуществляет мониторинг бетонных автомобильных дорог.
Казахстан участвует в глобальном проекте "Экономический пояс Шелкового пути», поэтому несмотря на более значительные затраты правительством Казахстана принято решение при строительстве своего участка трассы Западная Европа – Западный Китай использовать цементобетон.
Цементнобетонное покрытие было выбрано ещё и потому, что в стране существует дефицит битума. Для реализации проектов по развитию бетонных покрытий для автомобильных дорог планируется увеличить парк дорожно-строительной техники, объём производства строительных материалов, численность профильных инженеров и рабочих высокой квалификации.
В Казахстане ширина автомобильных дорог с цементнобетонным покрытием варьируется от 9,25 до 14,75 м с шириной укладываемого слоя бетона 25 – 28 см. Выбор нормативной ширины дороги (9,25, 11,00, 13,50, 14,75 м) и конкретной толщины слоя определяется нагрузкой на покрытие и пропускной способностью участка.
Поэтапное бетонирование дороги было признано нецелесообразным в климатических условиях Казахстана, применение расширительных швов из-за температурных колебаний стало обязательным.
8% площади Казахстана занимают 88 охраняемых территорий (ботанические сады, заказники, заповедники, национальные парки). Часть дорог с цементнобетонным покрытием проходит вдоль охраняемых территорий. Уменьшение шумовой эмиссии для таких участков дорог стало для Казахстана проблемой, требующей немедленного решения.


Бетонная дорога, проходящая по территории природного парка Алтын-Эмель


Требует решения и ситуация низкого коэффициента сцепления колёс с дорогой, в результате чего устойчивость автомобиля падает. Разработки исследователей по оптимизации усиления верхнего слоя бетонного покрытия дорог успешно применяются на практике.
Опыт исследователей Казахстана ценен и для строителей дорожной отрасли России, так как значительная территория среднеазиатской республики находится в зоне резко-континентального климата, схожего по характеристикам с климатом большинства наших регионов (Сибирь, Дальний Восток, северные территории).

Поиск
119146, г. Москва, Комсомольский пр., 32 корпус 2
Заказ в 1 клик