Специальная дорожно-строительная техника — это большая группа разнообразных транспортных средств и механизмов для возведения, ремонта, эксплуатации и обслуживания автомобильных трасс, дорог в населенных пунктах, обустройства жилых и промышленных территорий. К ней также относят специализированные машины, предназначенные для создания асфальтобетонного и цементобетонного составов и укладке дорожного полотна.
Быстрая и качественная укладка бетонного или асфальтового покрытия подразумевает автоматизацию процессов. В противном случае обустройство дорог будет либо слишком продолжительным, либо трассы не будут справляться с нагрузками, которые им обеспечивает все возрастающего количества транспорта. Современные машины для строительства дорог весьма разнообразны как по конструкции, так и по набору выполняемых функций: они убирают и уплотняют земельное покрытие, доставляют материалы и асфальтобетонные смеси заданной температуры, распределяют их на поверхности определенной ширины.
Вся техника, используемая в полном цикле дорожного строительства, распределяется на множество классов и групп. Среди них есть универсальные машины, которые за счет различного навесного оборудования могут быть задействованы в выполнении разнотипных задач –бульдозеры, экскаваторы, автомобильные бетоносмесители, подъемные краны. Например, экскаваторы «умеют» работать с грунтом — копать, перевозить его, но также они используются для подготовки территорий с различным покрытием для ремонта. Существует и узконаправленная специализированная техника, которая в организации дорожных работ способна выполнять только одну функцию. К ней относятся асфальтоукладчики, фрезы, заливщики швов, распределители бетона.
В зависимости от типа выполняемых функций и направления производимых работ, вся спецтехника подразделяется на следующие виды:
• машины для подготовительных работ предназначены для проведения всевозможных операций с землей и растительностью — резка, корчевание, выравнивание, трамбование, перевозка;
• землеройные машины применяются для подготовки основы будущей дороги;
• техника для организации и обслуживания дорожного покрытия позволяет удалять старое полотно, укладывать новое и проводить ямочный ремонт;
• оборудование для изготовления и транспортировки смесей смешивает компоненты будущего полотна и доставляет их в готовом состоянии до площадки;
• оборудование для возведения сопутствующих дорожных сооружений позволяет возводить эстакады, ограждения, системы освещения и указатели;
• техника для устройства зимников — это специализированные машины, способные возводить сезонные дороги из снега и льда в условиях Крайнего Севера.
Рассмотрим подробнее виды техники, используемой на ключевых этапах устройства дорог.
Перед строительством новой автодороги необходимо расчистить и подготовить участок, а для ремонта уже имеющейся — создать условия, исключающие повреждение нижних слоев. Очистку территории будущей трассы от кустов, деревьев, камней и пней выполняют с помощью кусторезов, корчевателей, машин для пересадки деревьев, которые нужно сохранить, измельчителей и рыхлителей твердого грунта.
Основные работы, связанные с землей, подразумевают ее копку и перевозку, организацию искусственных насыпей. Для этих целей используются:
• бульдозеры, с помощью которых производят разравнивание поверхности будущего полотна, резку и перемещение грунта;
• экскаваторы используют для рытья ям, траншей, перемещения земли на небольшие расстояния;
• грейдеры планируют, ровняют полотно;
• скреперы предназначены для срезания грунта необходимой толщины и частичного его уплотнения.
Дорожная фреза может быть самоходной, прицепной или навесной. Она разрыхляет и измельчает верхний земляной слой либо используется для удаления старого асфальтового покрытия. Снятый асфальт с помощью фрезы можно измельчить на фракции разного размера и повторно использовать для получения асфальтобитумных смесей.
Гусеничный или колесный асфальтоукладчик распределяет асфальтобетонную смесь по основанию, подготовленному для устройства полотна, разравнивает и уплотняет ее.
Ремонтеры, или машины для проведения ямочного ремонта, помогают очистить ремонтируемый участок и удалить старый асфальт.
Эта техника бывает крупной и малой. К первому типу относятся катки. Они работают с любым типом смесей, применяемых для обустройства дорожного полотна – сыпучими стройматериалами (песком, щебнем, гравием), асфальтовыми, бетонными и битумными. Катки могут выполнять уплотнение как с помощью собственного веса, так и за счет вибрации.
К категории малых механизмов относят виброуплотнители. Они применяются в условиях города, где невозможно использовать крупную технику. Конструктивно виброплиты — это металлическая рама с массивной плитой, имеющая двигатель внутреннего сгорания и вибрационный механизм.
Техника для подготовки и транспортировки асфальтобетонных смесей
Автобетоносмесители — грузовые автомобили с вращающейся мешалкой. В них сухие и готовые смеси доставляются на место проведения работ.
Автоцементовозы — это грузовики с цистернами, трубопроводами и компрессорами. Они используются для транспортировки цемента на расстояния, не превышающие 300 км.
Бетононасосы принимают и подают бетонную смесь непосредственно на место организации покрытия.
В компании «МИРАСТРОЙ» можно взять в аренду широкий спектр оборудования для укладки дорог на любой срок.