Использование авиатранспорта немыслимо без строительства и ремонта взлетно-посадочных полос, стоянок обслуживания воздушных судов, рулежных дорожек. В последние десятилетия покрытие летного поля в крупных аэропортах создается с применением цементобетона, на региональных аэродромах — из асфальтобетона. Строительство ВВП в настоящее время производится по технологии монолитной укладки бетонного раствора с помощью различной спецтехники. Но основная роль в этом процессе отводится бетоноукладчикам, которые распределяют и уплотняют смесь, доставленную миксерами или самосвалами.
Если производители поставляют на стройплощадку качественный бетон, спецтехника обеспечивает создание идеально ровной долговечной поверхности.
Для строительства и реконструкции транспортных объектов большой площади чаще всего применяются крупногабаритные машины, способные укладывать бетон полосами шириной до 15 метров. Основное оборудование, от которого зависит качество готовой конструкции, — скользящая форма, расположенная между гусеницами бетоноукладчика.
Если необходимо создать бордюр, парапет, водосток, используется более компактная техника, оснащенная с одной стороны сменной скользящей формой нужного размера и конфигурации.
Основные функции скользящей опалубки заключаются в том, что она создает требуемый уровень давления для уплотнения бетона, одновременно придавая ему заданную форму. Смесь попадает в опалубку, пройдя по винтовому транспортеру или конвейерной ленте, либо бетон выкладывают непосредственно перед спецтехникой. Высокочастотные вибраторные контуры уплотняют жидкий раствор, устраняя пузырьки воздуха, что снижает риск образования пустот. Непрерывно перемещаясь по строящемуся участку со скоростью 1,5 км/ч, бетоноукладчик придает образующейся поверхности идеальную ровность.
Новейшие модели бетоноукладчиков регулярно разрабатывают и выпускают на рынок крупные американские компании: GOMACO, CURB FOX, G&Z, POWER CURBERS и POWER PAVERS. Два последних производителя относятся к одной корпорации, специализирующейся на выпуске компактной спецтехники для создания монолитных профилей. В последние несколько лет POWER CURBERS усовершенствует существующие модели бетоноукладчиков, формирующих дорожные ограждения и бордюры.
На европейском континенте на строительный рынок подобную спецтехнику, как крупную, так и компактную, поставляет завод WIRTGEN (Германия).
На территории России техника подобного уровня не производится. Отечественные дорожно-строительные организации чаще всего закупают бетоноукладчики у немецкого WIRTGEN или американского концерна GOMACO. Последние поставляют спецтехнику, способную укладывать бетон толстым слоем, не требующим предварительного усиления арматурой. Такой технология оказалась очень надежной, и ее взяли на вооружение для устройства ВВП.
Спецтехника GOMACO — это надежные, многофункциональные, эффективные, простые в эксплуатации машины, с помощью которых можно создавать высококачественные объекты транспортной инфраструктуры, способные прослужить десятки лет без реконструкции.
Для работы по сооружению аэродромного покрытия используется комплекс различного оборудования. Но наибольшую популярность у подрядчиков, строящих и ремонтирующих российские аэродромы, завоевал бетоноукладчик Gomaco GHP-2800, обладающий четырьмя гусеницами и скользящей опалубкой шириной до 762 см. Есть возможность увеличить этот параметр до 1128 см путем добавления к форме дополнительных секций.
При реализации крупных проектов, когда требуется создать надежное и качественное покрытие в короткие сроки, используют GHP-4000. Мощная модель за один проход способна создать полосу свыше 15 метров шириной.
Наиболее распространенная в мире машина для укладки бетона — это GOMACO Commander III, что подтверждается огромными объемами продаж этой модели во многих странах. Компактная машина со скользящей опалубкой относительно небольшой ширины (610 см) привлекает пользователей универсальностью. С ее помощью можно не только строить и ремонтировать покрытия на аэродромах, но и сооружать бетонные конструкции разнообразной формы и назначения, в том числе Commander III используют на строительстве гидротехнических объектов.
Высокая стоимость такой узкоспециализированной техники, как бетоноукладчики, вынуждает потребителей приобретать такие модели или комплекс оборудования, состоящий, например, из GHP-2800 и GHP-2400, которые бы позволили решать максимально широкий спектр задач. При этом следует учитывать, что чем больше производитель обогащает технику разнообразными опциями, тем меньшей ширины полосу такие машины могут создать за один проход.