Устройство покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и других участков аэродромов — это масштабная комплексная задача. Непосредственно сам процесс бетонирования связан со множеством сложностей и применения тяжелых бетонов, быстро набирающих прочность. Для обеспечения максимальной надежности, качества и безопасности при эксплуатации этих стратегически важных объектов, во время создания поверхностей для перемещения воздушных судов рекомендуется применять инновационную технологию монолитного бетонирования. Ее можно реализовать благодаря современной спецтехнике — бетоноукладчикам, равномерно распределяющим смесь, уплотняющим ее и создающим гладкую поверхность без малейших дефектов.
Для бетонирования вертолетных площадок и аэродромов чаще всего используется крупногабаритная техника с шириной укладки до 15 метров.
Основной инструмент, от которого зависит качество работы, — скользящая форма, располагающаяся между гусеничными тележками. Она формует и уплотняет бетон высокочастотными вибраторами до заданных значений. Смесь загружают в форму с помощью транспортера, либо выкладывают перед техникой. Непрерывно перемещаясь, бетоноукладчик распределяет бетон равномерно по всей ширине, а находящееся сзади оборудование разглаживает получившийся слой.
Для создания бордюров, водостоков и других конструкций используют небольшие бетоноукладчики, закрепляя на одном из их боков съемную скользящую опалубку.
В числе мировых лидеров по производству высокопроизводительных магистральных бетоноукладчиков такие корпорации, как GOMACO, Curb Fox, G&Z, Power Curbers, Wirtgen. У российских дорожно-строительных компаний, специализирующихся в отрасли аэродромного строительства, наибольшей популярностью пользуются машины GOMACO и Wirtgen, позволяющие укладывать слои бетона большой толщины, не армируя их предварительно. Такой способ устройства поверхностей ВВП тщательно протестировали, он оказался очень эффективным и надежным, а потому был взят на вооружение.
Поверхности почти всех российских аэродромов в последние несколько лет бетонируют с помощью модели GomacoGHP-2800. Это бетоноукладчик с четырьмя гусеницами и шириной укладки 762 см.
Для реализации более масштабных проектов в короткие сроки используют еще более мощную модель — GP4, которая за один проход создает покрытие шириной 12,19 метров.
Среди лидеров продаж находится и более компактный магистральный бетоноукладчик Commander III. Несмотря на относительно небольшую максимальную ширину укладываемого за раз покрытия — 600 см, эта модель отличается универсальностью, а потому ее задействуют не только для устройства плоских покрытий, но и для сооружения самых разных конструкций из бетона, для строительства каналов и других гидротехнических сооружений.
Высокая стоимость бетоноукладчиков вполне объясняет желание пользователей получить многофункциональную машину, которая будет полезна для решения широкого спектра задач. Производители стремятся удовлетворить запросы потребителей, но в целом, бетоноукладчики продолжают относиться к узкоспециализированной технике, заточенной на выполнение небольшого количества дорожно-строительных работ. Чем больше у устройства появляется дополнительных опций, тем меньше становится ширина плоского покрытия, которую он может создать за один проход.