ОБЪЕКТЫ, ГДЕ НУЖНЫ НАЗЕМНЫЕ ПОКРЫТИЯ, ВЕСЬМА РАЗНООБРАЗНЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. ПОМИМО ДОРОГ, АЭРОДРОМОВ, ЕСТЬ ЕЩЕ ПЛОЩАДКИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, АГРАРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, КОНТЕЙНЕРНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ, ТЕРРИТОРИИ ПОРТОВ. НАПОМНИМ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОКРЫТИЙ — АСФАЛЬТНОЕ, БЕТОННОЕ И ИЗ ЖБИ.
Бетон гораздо более долговечен, по сравнению с асфальтом, однако, если возникает необходимость ремонта, то его стоимость будет значительно выше. При возникновении трещин приходится заменять покрытия целыми картами, тогда как на асфальте возможно провести локальные исправления. У строителей есть такое выражение: «Бетон не прощает ошибок».
Но поговорим об экономической эффективности. Сложилось устойчивое мнение, что капитальные затраты на строительство бетонных покрытий гораздо выше, чем на асфальт. Это не совсем так. В 2023 году сотрудники МАДИ провели большую сравнительную работу. Они почитали стоимость для разных категорий дорог в двух исполнениях — нежесткие и жесткие дорожные одежды.
Выяснилось, что для многих климатических зон стоимость строительства в асфальте выше, чем в бетоне. (Сравнения с ЖБИ не проводили, так как они априори дороже.) Вывод: оптимально, если на этапе проектирования сравниваются различные варианты покрытий.
Если в итоге предпочтение отдается бетону, то самым технологичным будет выполнение работ способом скользящей опалубки. Он подразумевает использование специальных машин — бетоноукладчиков.
В мире насчитывается немного производителей такой техники. К сожалению, все марки бетоноукладчиков — импортные, большинство — из недружественных стран. Это одна из причин, почему таких машин у нас в стране всего около сорока, причем часть их в плачевном состоянии.
Какие варианты есть у генподрядчика, если он выберет технологию скользящей опалубки? Проследим процесс использования бетоноукладчиков и сделаем небольшую калькуляцию.
Допустим, объект построят за год. Укладка бетона будет вестись в течение четырех месяцев, пока позволяет погода. При выполнении этих работ возникают определенные расходы. Укрупненно разделим их на четыре группы: собственно техника, персонал, содержание техники, общие/прочие.
Если генподрядчик принимает решение о приобретении собственной техники, то ему нужно будет потратиться на сам бетоноукладчик, его доставку, страховку, постановку на учет, а также на растаможивание. На машину с сопутствующими затратами, допустим, уйдет 267 млн рублей, на страховку — 4 млн.
Не всякий бизнес может себе позволить одномоментно потратить такие деньги, обычно привлекают заемный капитал. Возникает еще одно направление расходов — проценты по кредиту. Для модели затрат принимаем условия: срок кредита — 5 лет, проценты по нему — на 1% больше ставки рефинансирования, то есть 17%. По итогам года возникнет переплата почти в 40 млн.
На объекте необходим штат квалифицированных операторов, механиков. Нужно обеспечить их спецодеждой, жильем, питанием, командировочными. Привлекается и охрана.
Технику необходимо не только доставить, но и сохранить, провести подготовительное обслуживание, проводить обслуживание межсервисное и после окончания сезона. Создать запас расходников, запчастей, для возможности оперативного проведения ремонта. Без этого невозможна бесперебойная работа техники.
По итогу, с учетом общих/прочих затрат, получается внушительная сумма — 351,433 млн рублей.
Снижение затрат чаще всего происходит путем сокращения самой большой их статьи. В нашей модели это цена бетоноукладчика.
Вопрос, прежде всего, о качестве техники, доступной в условиях санкций. Китайские и индийские производители пытаются освоить выпуск бетоноукладчиков, но в России пока нет данных о том, каковы они в работе, какие ремонты и как часто придется проводить, как будут осуществляться поставки запчастей и сервисное обслуживание.
Рассмотрим вариант покупки техники «с пробегом». Если компания решит пойти по этому пути, ей однозначно потребуется экспертное мнение о пригодности машины к эксплуатации. Минимальная стоимость такой консультации и дефектной ведомости начинается от 300 тыс. Причем это не является гарантией того, что машина не выйдет из строя при попытке эксплуатации.
Итак, в подсчетах есть два неприятных момента. Первый — стоимость кредитных денег. Если после окончания проекта генподрядчик примет решение о продаже машины, сделать это по ее остаточной стоимости с учетом выплаченных процентов будет нереально. Вообще, такая техника — неликвидный товар. Это второй неприятный момент и еще один риск бизнеса.
Распространенный путь сокращения затрат — отмена «ненужных» статьей. Например, отказаться от содержания персонала в период, когда нет работы, и т. п. Но временные люди работают, не беспокоясь о завтрашнем дне. Их безответственное отношение, равно как и другие «мелочи» для экономии, в итоге может привести к отказу техники.
Итак, все риски можно охарактеризовать поговоркой «скупой платит дважды». Итогом бывает 100%-я вероятность простоев техники. Это приводит к простою всех остальных звеньев строительного процесса — и убытки на объекте возрастут в геометрической прогрессии.
Другой вариант решения — аренда бетоноукладчика с экипажем. Все перечисленные выше затраты ложатся на компанию, предоставляющую технику. Соответственно, заниженная стоимость аренды должна насторожить. Значит, владелец бетоноукладчика на чем-то экономит. Возможно, на всем сразу. Генподрядчик должен понимать, что в этом случае риск простоя также стремится к 100%.
Конкурентную цену на услуги аренды может обеспечить компания, которая имеет парк из нескольких бетоноукладчиков, умудряясь загрузить всю технику на протяжении минимум теплого сезона, успевая закрыть контракты в нескольких регионах страны в течение года. В этом случае расходы распределяются на несколько машин, и в расчете на одну из них статья затрат становится меньше. Именно так работает наша компания.
Но вернемся к технологии. Иногда бетону просто нет альтернативы — например, мировая практика тоннелестроения говорит, что использование асфальта небезопасно из-за образования ядовитых продуктов горения при возможных авариях, а устройство систем дымоудаления значительно дороже, чем применение бетонных покрытий. На различных промышленных объектах лишь использование бетонных покрытий позволяет работать в безостановочном режиме круглый год, без ограничений в период распутицы и остановок на сезонные ремонты. Именно поэтому бетонные покрытия стоят первым номером в документе СП 37.13330- 2012 «Промышленный транспорт».
Что же касается практики предоставления бетоноукладчиков в аренду, то в производственном портфеле компании «МИРАСТРОЙ» уже более десяти успешно реализованных проектов, включая устройство покрытий аэродромов, портов и, конечно же, автомобильных дорог в сложных условиях эксплуатации Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Авторы:
Ольга КЛИМКИНА,
зам. генерального директора ООО «МИРАСТРОЙ» по качеству;
Владимир КОРНЕВ,
зам. генерального директора ООО «МИРАСТРОЙ» по общим вопросам.
Статья размещена в журнале:
Инновации. Строительство дорог.