СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ, ИЛИ О ПРИОРИТЕТАХ АРЕНДОВАННОЙ ТЕХНИКИ

ОБЪЕКТЫ, ГДЕ НУЖНЫ НАЗЕМНЫЕ ПОКРЫТИЯ, ВЕСЬМА РАЗНООБРАЗНЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. ПОМИМО ДОРОГ, АЭРОДРОМОВ, ЕСТЬ ЕЩЕ ПЛОЩАДКИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, АГРАРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, КОНТЕЙНЕРНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ, ТЕРРИТОРИИ ПОРТОВ. НАПОМНИМ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОКРЫТИЙ — АСФАЛЬТНОЕ, БЕТОННОЕ И ИЗ ЖБИ.


Бетон гораздо более долговечен, по сравнению с асфальтом, однако, если возникает необходимость ремонта, то его стоимость будет значительно выше. При возникновении трещин приходится заменять покрытия целыми картами, тогда как на асфальте возможно провести локальные исправления. У строителей есть такое выражение: «Бетон не прощает ошибок».


Но поговорим об экономической эффективности. Сложилось устойчивое мнение, что капитальные затраты на строительство бетонных покрытий гораздо выше, чем на асфальт. Это не совсем так. В 2023 году сотрудники МАДИ провели большую сравнительную работу. Они почитали стоимость для разных категорий дорог в двух исполнениях — нежесткие и жесткие дорожные одежды.


Выяснилось, что для многих климатических зон стоимость строительства в асфальте выше, чем в бетоне. (Сравнения с ЖБИ не проводили, так как они априори дороже.) Вывод: оптимально, если на этапе проектирования сравниваются различные варианты покрытий.


Если в итоге предпочтение отдается бетону, то самым технологичным будет выполнение работ способом скользящей опалубки. Он подразумевает использование специальных машин — бетоноукладчиков.


В мире насчитывается немного производителей такой техники. К сожалению, все марки бетоноукладчиков — импортные, большинство — из недружественных стран. Это одна из причин, почему таких машин у нас в стране всего около сорока, причем часть их в плачевном состоянии.


Какие варианты есть у генподрядчика, если он выберет технологию скользящей опалубки? Проследим процесс использования бетоноукладчиков и сделаем небольшую калькуляцию.


Допустим, объект построят за год. Укладка бетона будет вестись в течение четырех месяцев, пока позволяет погода. При выполнении этих работ возникают определенные расходы. Укрупненно разделим их на четыре группы: собственно техника, персонал, содержание техники, общие/прочие.


Если генподрядчик принимает решение о приобретении собственной техники, то ему нужно будет потратиться на сам бетоноукладчик, его доставку, страховку, постановку на учет, а также на растаможивание. На машину с сопутствующими затратами, допустим, уйдет 267 млн рублей, на страховку — 4 млн.


Не всякий бизнес может себе позволить одномоментно потратить такие деньги, обычно привлекают заемный капитал. Возникает еще одно направление расходов — проценты по кредиту. Для модели затрат принимаем условия: срок кредита — 5 лет, проценты по нему — на 1% больше ставки рефинансирования, то есть 17%. По итогам года возникнет переплата почти в 40 млн.

На объекте необходим штат квалифицированных операторов, механиков. Нужно обеспечить их спецодеждой, жильем, питанием, командировочными. Привлекается и охрана.


Технику необходимо не только доставить, но и сохранить, провести подготовительное обслуживание, проводить обслуживание межсервисное и после окончания сезона. Создать запас расходников, запчастей, для возможности оперативного проведения ремонта. Без этого невозможна бесперебойная работа техники.

По итогу, с учетом общих/прочих затрат, получается внушительная сумма — 351,433 млн рублей.


Снижение затрат чаще всего происходит путем сокращения самой большой их статьи. В нашей модели это цена бетоноукладчика.


Вопрос, прежде всего, о качестве техники, доступной в условиях санкций. Китайские и индийские производители пытаются освоить выпуск бетоноукладчиков, но в России пока нет данных о том, каковы они в работе, какие ремонты и как часто придется проводить, как будут осуществляться поставки запчастей и сервисное обслуживание.


Рассмотрим вариант покупки техники «с пробегом». Если компания решит пойти по этому пути, ей однозначно потребуется экспертное мнение о пригодности машины к эксплуатации. Минимальная стоимость такой консультации и дефектной ведомости начинается от 300 тыс. Причем это не является гарантией того, что машина не выйдет из строя при попытке эксплуатации.


Итак, в подсчетах есть два неприятных момента. Первый — стоимость кредитных денег. Если после окончания проекта генподрядчик примет решение о продаже машины, сделать это по ее остаточной стоимости с учетом выплаченных процентов будет нереально. Вообще, такая техника — неликвидный товар. Это второй неприятный момент и еще один риск бизнеса.


Распространенный путь сокращения затрат — отмена «ненужных» статьей. Например, отказаться от содержания персонала в период, когда нет работы, и т. п. Но временные люди работают, не беспокоясь о завтрашнем дне. Их безответственное отношение, равно как и другие «мелочи» для экономии, в итоге может привести к отказу техники.

Итак, все риски можно охарактеризовать поговоркой «скупой платит дважды». Итогом бывает 100%-я вероятность простоев техники. Это приводит к простою всех остальных звеньев строительного процесса — и убытки на объекте возрастут в геометрической прогрессии.


Другой вариант решения — аренда бетоноукладчика с экипажем. Все перечисленные выше затраты ложатся на компанию, предоставляющую технику. Соответственно, заниженная стоимость аренды должна насторожить. Значит, владелец бетоноукладчика на чем-то экономит. Возможно, на всем сразу. Генподрядчик должен понимать, что в этом случае риск простоя также стремится к 100%.


Конкурентную цену на услуги аренды может обеспечить компания, которая имеет парк из нескольких бетоноукладчиков, умудряясь загрузить всю технику на протяжении минимум теплого сезона, успевая закрыть контракты в нескольких регионах страны в течение года. В этом случае расходы распределяются на несколько машин, и в расчете на одну из них статья затрат становится меньше. Именно так работает наша компания.


Но вернемся к технологии. Иногда бетону просто нет альтернативы — например, мировая практика тоннелестроения говорит, что использование асфальта небезопасно из-за образования ядовитых продуктов горения при возможных авариях, а устройство систем дымоудаления значительно дороже, чем применение бетонных покрытий. На различных промышленных объектах лишь использование бетонных покрытий позволяет работать в безостановочном режиме круглый год, без ограничений в период распутицы и остановок на сезонные ремонты. Именно поэтому бетонные покрытия стоят первым номером в документе СП 37.13330- 2012 «Промышленный транспорт».

Что же касается практики предоставления бетоноукладчиков в аренду, то в производственном портфеле компании «МИРАСТРОЙ» уже более десяти успешно реализованных проектов, включая устройство покрытий аэродромов, портов и, конечно же, автомобильных дорог в сложных условиях эксплуатации Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.


Авторы: 


Ольга КЛИМКИНА,

зам. генерального директора ООО «МИРАСТРОЙ» по качеству;


Владимир КОРНЕВ,

зам. генерального директора ООО «МИРАСТРОЙ» по общим вопросам.



Статья размещена в журнале:

Инновации. Строительство дорог.



Поиск
119146, г. Москва, Комсомольский пр., 32 корпус 2
Заказ в 1 клик